naparte (naparte) wrote,
naparte
naparte

Социальные пути культуры

Есть такой продукт американского агитпропа – фильм «Красотка». Один из любимых фильмов российских женщин, в котором красивые актеры с чувством пересказывают романтическую историю Золушки.
Однако значение это фильма несколько шире, чем просто скрашивание досуга. В этом произведении киноискусства зашифровано два довольно важных социо-культурных послания.
Первое даже зашифрованным назвать трудно, потому, как звучит оно вполне открыто. Героиня Д. Робертс, как простая (и тем самым полномочная) представительница американского народа, упрекает героя Р. Гира в отсутствии общественной пользы его предпринимательской деятельности. Красивый миллионер занимается скупкой-перепродажей разных компании, не стремясь к производству каких-либо материальных ценностей. Сегодняшняя проблема свертывания производства, тогда только маячила на горизонте, но прозорливые люди начали предупреждать элиты об опасности. Надувание финансового пузыря дело может и забавное, но уж больно опасное.
И дело тут не в росте благосостояния Америки, а в фундаментальных ценностях американской культуры, где труд для собственной выгоды и общего блага занимал важнейшее место. «На элите лежит историческая ответственность, просим вас не забывать об этом» - говорит народ Америки.
Второй месседж скрыт, очевидно потому, что адресован народу от элит. Представлен он в виде двух сцен – сцена в ресторане и сцена в опере. Это момент вхождения героини в то что называется «хорошим обществом». Там она остается в образе непосредственной, но обаятельной простолюдинки, но перевести эти сцены можно примерно так – «если вы хотите стать членом «хорошего общества» вам надо усвоить правила поведения в нем. Мы (хорошее общество) согласны закрыть глаза на ваше социальное происхождение (элитам нужна свежая кровь, увы), но и уж вы, будьте добры, научитесь есть столовыми приборами и посещать культурные мероприятия.»
Интересно что немногословным резонером в в обоих посланиях выступает  олдскульный бизнесмен(создающий мощь страны), соединяющий в себе черты простого парня(ест руками!) и высокое социальное положение. Он, собственно и есть сама страна, готовая помочь девушке и принять покаявшегося предпринимателя.
К слову, этим западные элиты принципиально отличаются от наших «новыхрусских». Сохранение массы условностей поведения и этикета, есть один из секретов устойчивости западных элит. Тогда как для наших продвижение к верхам сопряжено с демонстративной декультуризацией, что и предопределяет их временность в этой роли.
Так вот, те молодые люди которые видят в описанных эпизодах призыв к действию, получают шанс сесть в социальный лифт. Ну а те кто тупо умиляется вульгарности героини, останется на обочине, если не на панели. Золушки бывают только в сказках, а в американской жизни нельзя стать леди, попав в общество, можно только попасть в общество, став леди. Такая вот свинцовая мерзость бездуховности капитализма.
Вывод – было бы очень своевременно, чтобы творческим решением подобных проблем озаботились и наши творцы.
Tags: Культура, Общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments